Главная » Файлы » Мои файлы

ДОКЛАД
22.07.2013, 09:23

Детство — особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача педагога — создать для этого все условия. Выдающийся психолог Л.С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». В этом может помочь театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой трудно переоценить. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы помогают им учиться думать, анализировать, обобщать.

С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи: работая над выразительностью и реплик персонажей, и собственных высказываний, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, её интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться — совершенствуется диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.

Использование игровой деятельности для развития детей является в современной психологии и педагогике актуальной проблемой. Это обусловлено значимостью игровой деятельности, в том числе театрализованной игры, для дошкольников. Театрализованная игра включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры, речи, рисования, а также предполагает формирование общения дошкольников посредством искусства.

Театрализованная игра — одна из наиболее совершенных и эффективных форм реализации самостоятельной речевой активности; это моделирование социальных отношений, подчинение сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках. В данном виде деятельности принятие образа овеществлено, материализовано (ребёнок переодевается или использует куклу) и выражается различными символическими средствами (мимика и пантомима, графика, речь, пение и т..п.).

Театрализованная игра формирует и развивает у дошкольников сенсорные и двигательные способности, которые создают основу для развития речевых умений.

Одним из видов театрализованной деятельности является кукольный театр. Куклы, являются непременным атрибутом детства и детской субкультуры, имеют особое значение для психологического развития детей, их адаптации и социализации. Для современного ребенка кукла прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего партнёра для игры. Ребёнок переживает с куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла — заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла.

Потребность в такой игрушке возникает у большинства детей,  иногда она сохраняется и у подростков. Кукла для ребёнка — партнёр по общению во всех её проявлениях. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит замена непосредственного контакта с человеком на опосредованный контакт с ним через куклу. Играя с ней, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. По воле ребёнка, с помощью его воображения кукла «ведёт себя» так, как это нужно её хозяину в данный момент. Именно поэтому в большинстве случаев события сюжета игры и характеристики её персонажей вполне обоснованно могут рассматриваться как результат проекции внутренних переживаний ребёнка.

Перчаточные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать у детей положительные эмоции или постепенно ослаблять их нервное напряжение. Кукла на руке у взрослого или у ребёнка, выступающая в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание и побуждает к активным речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себя раскованным.

С помощь куклы педагог может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения.

Использование кукольного театра как одного из видов театрализованной деятельности обеспечивает развитие самой театрализованной игры: в ней появляются начальные формы интерактивного взаимодействия. Совместная деятельность детей превращается в планируемую и осуществляется при непосредственной участии речевого взаимодействия. Диалог становится необходимой составляющей совместной деятельности, в репликах партнёров вербально представляется программа осуществления самой совместной деятельности и способности к программированию процесса.

Театр для ребенка — это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправданно.

Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определённую роль, ребёнок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь — интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словестно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлении об окружающем мире.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: manul
Просмотров: 214 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Форма входа
E-mail:
Пароль:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Персональные данны